All articles

Опыт BelkaCar: как облако #CloudMTS помогает каршерингу из 5000+ машин справляться с высокой нагрузкой и безопасно хранить данные

27 Aug 202146

Сервисом каршеринга уже никого не удивить. И это логично: времена меняются — меняется и скорость жизни. Чтобы двигаться в такт с ритмом города и оставаться мобильным, на помощь приходят современные каршеринговые решения. В этой статье поговорим о компании BelkaCar, для которой IaaS-площадка провайдера стала не только надежным плацдармом для запуска проекта, но и его последующего масштабирования. Облако позволяет клиенту трансформироваться и развивать новые бизнес-модели. Но обо всем по порядку.

О компании

BelkaCar — российская технологическая компания, запустившая сервис каршеринга в октябре 2016 года. Сервис работает по принципу «все включено» и позволяет арендовать автомобиль через приложение в любое время, пользователю не нужно оплачивать бензин, автомойку, страховку и городской паркинг. Постоянное увеличение автопарка, открытие новых парковочных зон и совершенствование сервиса делают BelkaCar одним из лидеров на рынке каршеринга. За 4 года автопарк компании вырос в 50 раз, BelkaCar вошла в топ-10 крупнейших каршеринговых компаний мира и в топ-3 операторов России. Задача BelkaCar — предлагать технологические решения, которые объединяют пользователей и автомобили, и позволяют сохранять мобильность в современном городе.

Как зародился сервис 

Становление бренда — всегда интересная история, в основе которой лежит идея и люди, ее воплощающие. Так случилось и с BelkaCar. В 2013 году одна из основательниц проходила обучение в «Стартап-академии Сколково». Тогда и возникла мысль создать каршеринговую компанию, которая бы отличалась от остальных своими широкими возможностями. В 2016 году вместе с партнерами-единомышленниками удалось собрать амбициозную продуктовую команду и запустить проект. 

Сегодня BelkaCar внедряет новую продуктовую стратегию, предусматривающую переход от монопродуктовой модели оператора каршеринга к технологической компании, способной закрывать значительно более широкий пул транспортных задач клиентов. 

Новая стратегия состоит из трех основных продуктовых направлений: 

●      каршеринга — как базового элемента стратегии;

●      направления «Новая мобильность», включающего такие продуктовые решения, как сервис подписки;

●      DATA-продуктов, созданных на основе агрегированной информации об использовании сервиса и ее анализа.

Облако для важных задач

Не секрет, что компании переходят на облачные технологии по ряду причин. Ключевые преимущества: гибкость масштабирования, высокая надежность, безопасность, понятное и прозрачное ценообразование. И если сравнивать on-premise модель построения ИТ-инфраструктуры с облачной, то cloud-подход выглядит куда более оправданным и привлекательным. 

По этой причине в BelkaCar не стали разворачивать выделенные серверы и кластеры, а сразу приступили к поиску провайдера, чья площадка могла бы подстраиваться под любые нагрузки, обеспечивать непрерывную работу сервиса — пользовательской части и телематического сервера, загрузка которого зависит от количества и частоты используемых автомобилей и других факторов.

Что вынесли на площадку провайдера

Выбор в пользу поставщика услуг во многом зависит от результатов тестирования. Облачный провайдер #CloudMTS, например, предлагает возможность бесплатно подключить услугу Elastic Cloud и пользоваться сервисом 14 дней. За это время можно оценить и понять, подходит ли облако для ваших задач.

Определившись с поставщиком, BelkaCar развернула бизнес-критичные сервисы в облаке провайдера. Архитектурно сервис состоит из нескольких модулей, остановимся на ключевых: модуль работы с пользователями, аренды, телематики и биллинга. Каждый модуль отдельно инкапсулируется и не зависит от других, что положительно сказывается на результатах работы сервиса в целом. Компания целенаправленно ушла от монолитного подхода. Вместо того чтобы развернуть один веб-сервис, используются независимые друг от друга веб-приложения, каждое из которых закрывает работу отдельно взятого логического модуля. 

Большие данные, рост спроса и новые вызовы

С момента запуска сервиса в облаке спрос на каршеринг BelkaCar постоянно растет. Только во втором квартале этого года число поездок в Москве увеличилось на 50%, средний чек вырос на 87%, а загрузка автопарка стала выше на 40%. По данным компании, около 21% всех поездок в столичном регионе приходится на каршеринг BelkaCar, один автомобиль ежедневно совершает в среднем 6,5 поездок. 

Во втором квартале 2021 года выручка каршеринга увеличилась в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и более чем в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В этом году компания прогнозирует высокую динамику по ключевым направлениям бизнеса, прирост выручки по итогам года может превысить 50%.

Несмотря на то, что загрузка автопарка в пиковые периоды составляет 80% и более, облако обеспечивает высокую доступность и скорость работы каршеринговой платформы. В отличие от on-premise подхода, облако позволяет наращивать вычислительные ресурсы за считанные минуты и использовать добавленные мощности для обработки больших массивов данных и реализации маркетинговых кампаний. 

Кстати, о больших данных. Уже около двух миллионов человек стали пользователями сервиса BelkaCar. Их персональные данные  нужно безопасно хранить и обрабатывать. Для этих задач используется аттестованное облако ФЗ-152, которое, помимо высокой безопасности, позволяет соответствовать требованиям законодательства «О персональных данных». 

Как и задумывали основатели бренда, BelkaCar из каршеринга постепенно превращается в технологического игрока, который активно развивает собственную ИТ-платформу. Используя облако компания планирует не только расширять географию услуг, но и развивать новые бизнес-модели на основе облачных ИТ-сервисов. В частности, компания помогает автопроизводителям запускать услуги автомобилей по подписке. 

Полученные результаты

●      Бесперебойная работа каршеринговой платформы в облаке.

●      Надежное хранение данных в защищенном аттестованном сегменте. 

●      Доступность сервиса 24/7.

●      Возможность гибкого масштабирования.

●      Решение задач по обработке больших объемов данных и маркетинговых коммуникаций.

Планируете мигрировать в облако? 

Специалисты #CloudMTS перенесут инфраструктуру в облако без простоя ваших сервисов.