Все статьи

S7 Travel Retail: виртуальный ЦОД в облаке МТС, непрерывная доступность бизнес-критичных систем и переход на кластеры Kubernetes

18 ноя 2021590

Жизнь крупного бренда сложно представить без использования информационных технологий. Цифровизация и переход на облачные решения — неотъемлемая часть процесса, который положительно влияет на развитие бизнеса. Компании стали осознавать, что покупать дорогостоящее оборудование и поддерживать парк серверов собственными силами невыгодно. Такому подходу есть достойная альтернатива в виде облачных решений. Российская компания S7 Travel Retail пришла к аналогичному выводу, разместив ключевые сервисы в облаке МТС.

Особенности ИТ-сервисов S7 Travel Retail

Знаете ли вы о том, как устроена внутренняя кухня авиаперевозчика? Мы, как пассажиры, нечасто об этом задумываемся. А ведь за каждым полетом стоят люди, самолеты, множество серверов и современных технологий. Помимо сервисной наземной службы, существуют отдельные команды, которые занимаются перевозкой грузов, продажей билетов или, например, отвечают за самую технологичную часть — ИТ-инфраструктуру. Так, служба S7 Travel Retail обеспечивает работу колл-центра, системы продажи билетов и других сервисов.

В инфраструктуре компании представлены статические и динамические сервисы. К статике относится веб-портал и семейство информационных сайтов, к динамическим — система бронирования и покупки билетов, информирования о рейсах и многое другое.

Как модернизировали ИТ-инфраструктуру

S7_2.png
Изначально серверная ИТ-инфраструктура S7 Travel Retail размещалась в собственном ЦОД. На тот момент on-premise-модель была наиболее целесообразной с точки зрения затрат и будущих апгрейдов.
Но со временем заложенных мощностей стало не хватать. Чтобы добавить вычислительные ресурсы, требовалось закупать оборудование и ждать поставку, на которую уходило в лучшем случае две-три недели. Если 10—15 лет назад такие сроки считались приемлемыми, то сейчас, в эпоху высоких скоростей и конкуренции, нужно быть более оперативными.

Кстати, добиться быстрого предоставления ресурсов позволяет технология виртуализации. В 2012 году S7 Travel Retail решила виртуализировать собственную ИТ-инфраструктуру на базе технологий VMware. Виртуализация, развернутая поверх собственного железа, открывает возможности гибкого масштабирования виртуальных ресурсов, но они, как известно, упираются в аппаратные ресурсы. Если запас физических мощностей истощается, требуется докупать оборудование и расширяться. Чтобы уйти от затрат на покупку железа, рассматривался переезд в облако.

Виртуальный ЦОД в облакеS7_6.png

Несмотря на сложности, которые случились в 2020 году, спрос на авиабилеты по-прежнему сохраняется. В сезон отпусков и праздников количество запросов значительно увеличивается, что требует особого подхода в обеспечении надежности и доступности сервиса. Облачные технологии помогают гибко реагировать на спрос и подстраиваться под любую нагрузку.

Заметим, что сегодня инфраструктура S7 Travel Retail работает из облака нескольких провайдеров, куда вынесли веб-портал, информационные сайты, систему бронирования, покупки билетов, информирования о рейсах и другие решения. Облако также используется для разработки, развертывания тестовых и продуктивных сред.

Как проходила миграция

Некоторые компании все еще считают, что мигрировать в облако — это долго и сложно. На деле все не так. Миграция давно превратилась в отточенный и отлаженный процесс, который при грамотном подходе выполняется без каких-либо рисков.

В случае с S7 Travel Retail переезд на облачную площадку МТС проходил по стандартной схеме: сначала провели аудит текущей ИТ-инфраструктуры, определились с форматом миграции, выделили пул сервисов, которые мигрируют в первую очередь. Затем поэтапно развернули виртуальные серверы и необходимые системы, провели тестирование и вышли в продакшен.

Кластер на базе Kubernetes

Однако на использовании IaaS в традиционном формате компания не остановилась. В определенный момент возникло понимание, что пора переходить на микросервисную архитектуру. Решили попробовать Kubernetes в связке с облаком. Отталкивались от тенденций рынка: Kubernetes — одна из самых распространенных платформ для автоматизации, развертывания, масштабирования и управления контейнеризированными приложениями.

«Мы решили попробовать Kubernetes в связке с IaaS, что позволило упростить и оптимизировать многие процессы. Рассматривался вариант работы с микросервисной архитектурой, созданием репозитория для контейнеров и с возможностью централизованного мониторинга. Из доступных вариантов мы сразу отсекли концепцию bare metal и в большей степени выбирали между IaaS c ручной настройкой Kubernetes и возможностью использовать специальное расширение VMware CSE», — прокомментировал представитель S7 Travel Retail.

Если бы клиент решал задачу собственными силами, пришлось бы брать в аренду виртуальные серверы, разворачивать ноды Kubernetes и самостоятельно ими управлять. Такой подход требовал определенных трудозатрат, к тому же возникали вопросы к производительности, ведь работать с несколькими слоями виртуализации в виртуальной среде — плохая практика.

К вопросу подключили облачного провайдера. Используя облачную инфраструктуру, построенную на базе VMware vCloud Director, клиенту предоставили готовое решение, которое помогло автоматизировать развертывание кластеров Kubernetes с помощью расширения VMware Container Service Extension.
S7_4.png

Отметим, что CSE — это контейнер-сервисное расширение для VMware vCloud Director, которое позволяет управлять жизненным циклом виртуальных машин и кластеров Kubernetes. За счет автоматически преднастроенных шаблонов можно создавать кластеры сразу после получения доступа к консоли. В результате компания довольно быстро вышла в продуктив на новых кластерах.

Что сделали? Кластеры Kubernetes развернули в двух дата-центрах, где размещается система контроля продаж, сервис предоставления минимальной цены и сервис для чатов. Такой подход упростил задачу разработчикам: теперь не требуется запрашивать отдельные серверы под собственные цели, а администраторы больше не отвлекаются на рутинные запросы. Бизнес стал не только экономить на ресурсах, но и гораздо быстрее выходить с готовым решением на рынок.

Преимущества облачного подхода

S7_5.png
Оцените преимущество облачного сервиса Elastic Cloud — бесплатно пользуйтесь услугой 14 дней и получите результаты, которых вы так долго ждали. Компания S7 Travel Retail выделяет целый ряд cloud-возможностей, благодаря которым удалось добиться высоких бизнес-показателей:

Гибкое распределение ресурсов
Виртуальные мощности можно использовать как угодно, на любых виртуальных машинах. Больше не нужно подбирать ресурсы под конкретное железо.

Снижение ошибок при настройке инфраструктуры
Учитывая лучшие практики, многие особенности «тюнинга» виртуальных систем у провайдера решены по умолчанию.

Быстрое развертывание ВМ
От запуска до стадии «все готово и апдейты установлены» теперь проходит лишь 2–3 часа вместо нескольких дней. А на добавление виртуальных мощностей уходит всего несколько минут.

Сокращение расходов на оборудование
Для S7 Travel Retail этот момент оказался важным: ранее приходилось выделять дополнительные средства и проходить длительный процесс согласования закупки. С переходом в облако клиент избавился от затрат на оборудование.

Планируете мигрировать в облако?

Специалисты #CloudMTS перенесут инфраструктуру на облачную площадку без простоя ваших сервисов.